Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 15.04.2021, 08:27

Сайт учителя математики Ситничук Аллы Анатольевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
НОВОСТИ
Мини-чат
Наш опрос
Пожалуйста, представьтесь...
Всего ответов: 20
МОЯ КНОПКА
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание экономически компетентной, социально адаптированной личности на уроках математики

Воспитание экономически компетентной, социально адаптированной личности на уроках математики

 

Ситничук Алла Анатольевна

учитель математики

МОУ «Стальновская школа»

 

     Обеспечение надлежащего уровня школьного математического образования приобретает сейчас особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, тем, что на современном этапе развития общества все больше специальностей требуют высокого уровня образования, применений математики (физика, химия, психология, экономика, бизнес, финансы и тому подобное), а следовательно, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Кроме того, в повседневной практической деятельности каждый человек в той или иной степени имеет дело с расчетами, вычислительной техникой, формулами, практическими приемами геометрических измерений и построений, составлением и чтением таблиц, диаграмм, графиков; ему приходится реализовать несложные алгоритмы, сталкиваться с вероятностным характером случайных событий, анализировать массивы данных. Но, как показал анализ качества образования, проведенный международной ассоциации качества образования TIMSS, дети 4-х, 8-х классов не умеют решать элементарные практические задачи, применять приобретенные теоретические знания.

     Научить учащихся применять полученные математические знания на практике является одной из важнейших задач современного образования. Возрастает также необходимость воспитать экономически компетентную личность. Исследования ученых, педагогов, психологов свидетельствуют о том, что умение теоретически рассуждать, выполнять умственные и практические действия во время решения задач с абстрактными данными по математике не всегда обеспечивает умение выполнять адекватную систему действий в реальных практических ситуациях, когда дети, еще учась в школе, участвуют в решении экономических проблем семьи. Завершающим этапом в развитии способности учащихся мыслить должно, быть не становление непосредственно умственного действия, а реализация или воплощение этого умственного действия в практическую деятельность.

   Математики всегда считали и считают одним из самых сложных учебных предметов, но особая роль в развитии мышления, формировании компетентности личности неоценима.

     Полноценное обучение математике, в моем понимании, имеет цель не только получения учениками глубоких знаний, но и формирование у них умения применять знания творчески, нестандартно, постоянно пополнять систему знаний; находить оригинальные методы, способы, приемы решения задач и проблем; критически оценивать результаты своей деятельности.

   Результативности и эффективности формирования компетентной личности способствует обучение учащихся использовать нестандартные подходы при решении стандартных задач, находить пути решения нестандартных задач, проводить исследования, самостоятельно отыскивать новые проблемы.

     В своей работе я ставлю перед собой две задачи: обеспечить необходимый уровень математической подготовки учащихся и создать условия для оптимального развития их интеллектуальных и творческих способностей, приобретения ими практической и экономической компетентности.

    Чтобы обеспечить глубокое усвоение темы, я даю возможность учащимся почувствовать необходимость использования приобретенных знаний в процессе решения задач практического содержания, предлагаемых в конце изучения определенной темы. Также предлагаю упражнения, которые требуют не только знаний, но и определенных поисков, раздумий и логических рассуждений.

    Задачи практического содержания должны давать возможность закрепить и усовершенствовать приобретенные навыки, быть разнообразными и представлять разные типы алгоритмических процессов, базироваться на имеющихся знаниях, максимально реализовывать творческий потенциал каждого ученика, обеспечивать реализацию межпредметных связей, формировать практическую и экономическую компетентность.

   Использование нестандартных уроков, ролевых игр, семинаров, уроков-презентаций, уроков-практикумов способствует лучшему пониманию необходимости иметь глубокие математические знания.

    Приведенные в них задачи охватывают различные сферы жизни и расширяют представление об использовании математических знаний. Учащиеся учатся рассчитывать зарплату и сбережения, вести бизнес и управлять движением поездов, принимать оптимальные решения во время строительства и прокладки пути, находить размеры объектов и выбирать правильную стратегию игры.

    Всегда выслушиваю разные мнения учеников по решению задач и обязательно останавливаюсь на тех, к которым дети находят не один способ решения.

    Научив учащихся работать творчески, я обеспечиваю усвоение ими различных приемов мышления и умение находить необходимую для них информацию и эффективно использовать ее в будущей профессиональной деятельности, что крайне необходимо в связи с быстрым увеличением объема научной информации.

   Для примера хочу поделиться наработками задач к урокам практического применения.

    Так, во время изучения темы «Неравенства, системы неравенств» предлагаю различные по смыслу задачи, которые решаются с помощью неравенств и систем неравенств.

Задача 1 (для менеджеров).

    Супермаркет должен получить 60 комплектов мебели, которые доставляются с двух вокзалов: Курского и Ленинградского. Доставка одного комплекта с Курского стоит 70 рублей, а с Ленинградского - 40 рублей, но Белорусский вокзал не может принять всю партию. Какое наибольшее количество мебели можно завезти с Курского вокзала, если расходы на перевозки не должны превышать 2800 рублей?

Задача 2 (для диспетчеров).

    Из Краснодара в направлении Сочи вышел товарный поезд со скоростью 66 км/час. Через 20 минут в том же направлении должен отправиться пассажирский экспресс со скоростью 90 км/час. Через какое время товарный поезд должен сделать остановку, чтобы пропустить пассажирский экспресс и не нарушить расписания движения поездов на железной дороге?

Задача 3 (для предпринимателей).

    Город С находится на расстоянии 60 км от города А и 40 км от города В. Ваш магазин находится в городе С. Завозить в него товары вы можете как из города А, так и из города В. В городе товар стоит 70 рублей за единицу, доставка - 0,2 руб./км. По какой цене выгодно покупать этот товар в городе А, если доставка из города А стоит 0,18 руб./км?

Задача 4 (для семьи Ивановых).

    Для отдыха семьи летом нужно не менее 60000 рублей. Ежемесячно семья может экономить до 15 % семейного бюджета. Сколько месяцев семья должна откладывать деньги на отдых, если ее ежемесячный бюджет составляет 46000 рублей и семья имеет текущий счет в банке, на который собирается положить сэкономленные деньги первые полгода с ежемесячным начислением 1,5 % от суммы, что вложено в банк?

    Над решением этих задач учащиеся работают в группах, обсуждают, дискутируют, находят решения и презентуют свои результаты.

    На уроке решение прикладных задач по теме «Решение треугольников» кроме стандартных задач на нахождение расстояний предлагаю такие игровые задачи.

Решение этих задач вызывает живой интерес, а интенсивная «мозговая атака» выводит на правильный путь решения.

Задача 1.

    Корабль вышел из пункта А в 12 ч в направлении 60º на северо-восток со скоростью 36 км/ч. Два миноносца в это же время выходят из пункта А и идут в восточном направлении со скоростью 54 км/час. В 12 ч 20 мин миноносец получил приказ присоединиться к кораблю. На какой угол должна изменить свой курс миноносец, чтобы присоединиться к кораблю?

Задача 2.

     Две команды играют в казаков-разбойников. Разведчик казаков находится в тайнике в точке С на расстоянии 80 м от него в точке В находится флаг разбойников, который охраняется. Не чувствуя угрозы, разбойник движется по прямой, находящейся на расстоянии 20 м от тайника казака. Когда казак может покинуть тайник и завладеть флагом разбойников, если его скорость составляет м/с, а скорость разбойника — м/с?

Большой выбор прикладных задач по теме «Числовые последовательности». Здесь можно предложить несколько уроков:

1) урок решения разноплановых прикладных задач;

2) урок - деловая игра «Банк» — урок решения экономических задач.

Задача 1.

   Из пункта А выехал грузовик, который двигался со скоростью 40 км/час. Одновременно в том же направлении из пункта В отправился легковой автомобиль, который за первый час проехал 50 км, а за каждую следующую проезжал на 5 км больше, чем за предыдущую. Через сколько часов легковой автомобиль догонит грузовик, если расстояние между А и В составляет 135км?

Задача 2.

    Мать дарит каждой из своих дочерей на день рождения, начиная с пяти лет, столько книг, сколько ей лет. Количество лет пяти дочерей составляют арифметическую прогрессию, разность которой равна 2. Сколько лет было каждой дочери, когда у них собралась библиотека общим количеством 495 книжек?

Задача 3.

    В бассейне есть несколько одинаковых кранов, которые открываются один за одним через равные промежутки времени. Через 8 часов после того, как был включен последний кран, бассейн был заполнен. Время, в течение которого были открыты первый и последний краны, относятся как 5:1. Через какое время будет заполнен бассейн, если все краны открыть одновременно?

Задача 4.

    Трое рабочих обрабатывали одинаковые детали. На конец месяца оказалось, что количество деталей, которые обработали первый, второй и третий рабочие, составляют геометрическую прогрессию. Заработок каждого рабочего за выполненную работу состоит из части, пропорциональной количеству обработанных деталей, и премии. У первого работника он составил 1500 рублей, у второго - 1800 рублей, у третьего - 2500 рублей. Определите размеры премий, если известно, что у первого и второго рабочих они одинаковые, а у третьего в полтора раза больше.

Задача 5.

   В цирке должна была пройти реконструкция посадочных мест. Места в цирке расположены так, что в первом ряду каждого сектора 6 мест, а в каждом следующем — на 3 места больше, чем в предыдущем; всего 16 рядов и секторов 6. Для замены покрытия на каждом сидении необходимо 0,8 м ткани. Менеджер предложил два вида тканей по 57 рублей. и 80 рублей за метр, за выполненную работу за каждый стул надо заплатить 85 рублей. Если общая сумма будет не меньше чем 400 000 рублей, то фирма предоставляет скидку на сумму в 10 % от стоимости заказа. В какую сумму обойдется реконструкция и какое предложение выгоднее?

   К уроку деловой игры мы готовимся заранее, я провожу его после изучения геометрической прогрессии. Сначала группа учащихся знакомится с распределением и движением денег в банке и готовит доклад по некоторым вопросам банковской деятельности. Так, перед группой была поставлена задача ответить на вопрос о целесообразности вхождения банка в корпорацию шестым членом, изменение доходов и возможностей кредитования.

  Вжившись в образы, ученики дают советы относительно накопления и рационального вложения денег, кредитования, покупки векселей и централизации банковской деятельности.

Задача 1.

    Я - вкладчик вашего банка, имею срочный депозитный счет сроком на 6 лет под 8,65% годовых с ежеквартальным компаундингом. «РНКБ» принимает депозит под 8,7% годовых с полугодовым компаундингом. Не пересмотрит ли ваш банк ставки депозита, потому что 8,7% «РНКБ» привлекательнее?

Задача 2

   Руководство моей фирмы считает, что через 5 лет для замены части оборудования понадобится сумма в размере 10000 рублей. На эту сумму можно взять кредит, но в процессе реконструкции доходы фирмы снизятся, и выплачивать кредит будет не выгодно. Сейчас мы крепко стоим, имеем стабильные прибыли, и часть денег могли бы откладывать на реконструкцию. Какой существенный вклад, вы могли бы нам порекомендовать, и какие суммы ежемесячно надо вносить?

Задача 3

   «Сбербанк» имеет потребность в наличных деньгах, и поэтому предлагает нам купить у них за два месяца до срока завершения вексель номинальной стоимостью 1000000 рублей ставкой процента 8% сроком на 9 месяцев. Предлагаемая цена— 1049400 рублей. Выгодна ли нам эта сделка?

Живой интерес вызывают уроки по теме применение производной, когда ставятся взрослые проблемы и надо принимать взрослые решения.

Задача 1

   Для конструкторского бюро строится прямоугольная комната, одна из стен которой должна быть сделана из стекла. Высота комнаты— 4 м, а площадь пола составляет 80м2. Известно, что 2 стеклянной стены стоит 75 рублей, а обычной— 50 рублей. Какими должны быть размеры комнаты, чтобы общая стоимость стен была наименьшей?

   Обычно рассматриваем несколько способов решения этой задачи, что дает возможность ученикам выбрать, на их взгляд, лучший вариант.

Задача 2

  Известно, что сплавлять товары по реке — самый дешевый способ транспортировки, но размеры местных рек не всегда позволяют использовать мощные судна. Поэтому судна, какой наибольшей длины могут проходить по реке шириной а м и перпендикулярному ей каналу шириной b м?

Задача 3

   Лодка L находится на расстоянии 12 км от ближайшей точки A на берегу. Человек, находящийся в лодке, спешит на важную встречу, которая должна произойти в точке B, находится на расстоянии 20 км от A, угол LAB равен 90º. Лодка движется со скоростью 4 км/ч, а человек идет пешком со скоростью 5 км/час. К какому пункту P берега должна пристать лодка, чтобы мужчина достиг поселка в кратчайшее время?

  От правильного ответа на поставленные вопросы зависят затраты на строительство, возможность дешевой транспортировки груза, осуществление деловой встречи.

   Но не всегда легко найти задачи ко всем темам. Так, на районном методическом объединении учителей, мне пришлось проводить урок по теме «Решение тригонометрических уравнений». Одним из условий методического объединения было применение собственной темы во время проведения урока, и в экстремальных условиях была составлена такая задача.

Задача

   В ландшафтном дизайне парка, на участке, в форме тупоугольного треугольника ABC (∟BAC=105º, ∟ABC=60º), планировалось в середине стороны AC разместить фонтан. Но выяснилось, что его все равно видно с дорожек, которые проходят вдоль сторон угла B. На какой угол надо сместить фонтан вдоль прямой AC, чтобы его одинаково хорошо было видно с обеих дорожек?

    Решение этой задачи сводится к решению тригонометрического уравнения.

   Уже несколько лет я занимаюсь подбором и составлением задач практического содержания.

  При решении задач прикладного и экономического содержания на уроках математики, из наших учеников на момент окончания школы мы получаем экономически компетентного, социально адаптированного выпускника. Большинство наших выпускников становятся студентами экономических специальностей высших учебных заведений. Поэтому экономическое образование, неотъемлемой составляющей, которой есть математика, это залог блестящей карьеры.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Alla (12.03.2017)
Просмотров: 356 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
От всей души...
У президента РФ
Ссылки
3500 разработок для учителя
Это интересно
Обучонок. Обучающие программы и исследовательские проекты детей
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
Праздники
Информер праздники сегодня
Скоро...

Copyright MyCorp © 2021
Сделать бесплатный сайт с uCoz